Осенний автопробег часть 2. Карелия. Природный парк и мраморный карьер Рускеала

Осенний автопробег часть 2. Карелия. Природный парк и мраморный карьер Рускеала

Царство гномов. Парк Рускеала и рускеальские водопады

Думаю, даже не стоит напоминать, что Карелия славится своей уникальной природой и множеством заповедников и природных парков. 
Одним из таких парков является мраморный каньон Рускеала, который находится в 37 км от города Сортовала.


  _  
_    

О дороге от Петрозаводска до Сортовала  уже рассказывал в первой части (Часть 1. на поезде с Автомобилем. Петрозаводск и дорога до Сортовала.)… 
А чтобы добраться до Рускеала от Сортовала, надо выехать из города в сторону Петрозаводска, и через 7 км свернуть в направлении Вяртсиля (А-130). До самого парка от Сортовала идет хорошая дорога, но местами с небольшими гармошками.

  _  
_    

А не доезжая несколько км до самого поселка Рускеалы, есть красивейшее место – Рускеальские водопады. Известность этому месту принёс и тот факт, что именно здесь, на берегу реки Тохмайоки, у водопада Ахвенкоски, место съемки известного фильма «А зори здесь тихие» … энтузиастами даже восстановлены некоторые декорации…

_    
  _  
Ещё фото можно посмотреть здесь>>>    
_    

Здесь же, прямо на съезде с дороги, оборудованы беседки и парковка, и можно при желании, прикупить  ягод и сувениров у местных жителей. Оставляем машину и отправляемся гулять по лесным тропам, не всегда легко проходимым, вдоль реки и водопада. В лесу множество валунов и скалистых выступов. Часто соседние валуны прикрыты старым мхом и окутаны множеством корней, что создает вероятность «провалиться» между ними.

_    
  _  
Ещё фото можно посмотреть здесь>>>    
     

Прогулка по таким местам может затянуться на неопределенно-долгое время, тк окружающей красотой и шумом воды можно наслаждаться бесконечно. И сделать это можно уютно расположившись прямо у кромки водопада …

     
  _  
     

Пора всё-таки ехать в сам парк. Поворот на хорошую грунтовую дорогу в сторону парка обозначен большими указателями. По этой дороге надо проехать около метров 500. 

чуть-чуть истории 

История этих карьеров начинается примерно с 1765 года, когда по указу Екатерины Великой, здесь началась добыча мрамора на нужды Петербурга. И в частности, архитектор Огюст Монферран отбирал здесь камень на строительство Исаакиевского собора. Мрамором из Рускеалы так же выложены полы в Казанском соборе, сделаны фасады Мраморного дворца и Михайловского замка.

     
  _  
Ещё фото можно посмотреть здесь>>>    
_    

В то время мраморные блоки (до 16 тонн) доставлялись зимой, по снегу до порта Хелюля, а уже оттуда , но весной, по воде до Питера. 

В начале 19хх годов каменоломни начинают сдаваться в аренду финнам. но в послевоенные годы в Рускеальских месторождениях началась вновь добыча мрамора. 
Мрамор уже из новых месторождений использовался во время облицовки главного павильона ВДНХ в Москве, а так же на станциях метрополитена в Питере.

_    
  _  
_    

Да, месторождений в Рускеала несколько. И одно из них, Рускеала -2 действует и по сей день, но, естественно, далеко не в тех масштабах (один карьер). 

Сам парк, в том виде, который видим мы сейчас, создан в начале 2000х годов, на территории «Главного» рускеальского карьера, объявленный памятником истории горного дела. Идея парка родилась у историка-краеведа Северного Приладожья Андрея Грибушина (кстати говоря, играл эпизодическую роль в «А зори здесь тихие». Парк был обустроен на «частные» инвестиции, из заброшенного карьера был вывезен накопившейся мусор, а так же проложены туристические дорожки, поставлены ограждения…

     
  _  
Ещё фото можно посмотреть здесь>>>    
_    

История этих каменоломен, конечно, значительно больше.  и о ней можно почитать, например, на сайте музея Северного Приладожья. На этом же сайте можно найти и много другой интереснейшей информации. К сожалению, сегодня посетить этот музей у нас не было возможности … В другой раз… 

А пока… 

прогулка по парку 

Вход на территорию парка — платный. но на то он и парк. 

За долгое время добычи здесь мрамора, образовалось множество штолен и карьеров. Многие из которых сейчас затоплены водой, что привлекает сюда дайверов. В некоторые «сухие» штольни вход без сопровождения геолога запрещен. Для того чтобы добраться до некоторых гротов и штолен можно напрокат здесь же, в парке, взять лодку и отправиться в путь по озеру вдоль скал. Лодку мы решили пока не брать, а совершить пешую прогулку по самому длинному, новому пешему туристическому маршруту. Маршрутов на самом деле два. Один короткий – и идёт он просто вокруг каньона, а второй – удлиненный, проходит через «итальянские» карьеры и мимо подземного озера…

_    
  _  
Ещё фото можно посмотреть здесь>>>    
     

Буквально с самого начала пешей прогулки открывается потрясающий вид на весь каньон и озеро с чистейшей и прозрачной водой с изумрудным оттенком, что с высоты каменистого берега позволяет рассмотреть затопленные громадные глыбы мрамора, которые по всей видимости, когда-то обрушились от основной скалы.

     
  _  
_    

Вдоль туристической тропы развешены предупреждения, что тропа проходит порой по самой кромке обрыва. Есть и множество небольших смотровых площадок по всему периметру каньона, некоторые из которых со своим «романтическим» названием…

_    
  _  
Ещё фото можно посмотреть здесь>>>    
_    

На всём протяжении маршрута открываются завораживающие виды и на искусственные пещеры — штольни, и на сам карьер, который уже очень гармонично вписался в окружающую природу. 
Осенние краски дополняют красоту этого места. 

Не спеша продвигаемся к старой шахте, глубиной около 50метров, и штольне, ведущей в эту шахту.

_    
  _  
     
     
_    

Выйдя из штольни, собираем «сувенирные» камушки. И идем по дороге, в сторону Рускеальского провала. Появился он в результате обвала свода одной из штольни ещё в 1960х годах.  В результате образовалось отверстие примерно 20 на 30 метров.    Эта подземная округлая зона была связана сухими штольнями с основной частью нынешнего горного парка, но все они сейчас закрыты завалами. В незатопленные штольни можно попасть или зимой, когда замерзает вода, или в другое время года, при наличии снаряжения, надувной лодки  и нужного опыта для подобного спуска.

     
  _  
     
     
Ещё фото можно посмотреть здесь>>>    
_    

Буквально в нескольких сотнях метров от провала, находятся итальянские каменоломни, где хорошо видны пласты ровно отрезанного мрамора, как в горе, так и в виде брошенных огромных каменных блоков. В середине карьера есть небольшое, «выпиленное» для каких то целей озеро. Название карьера пошло от того, что разработки велись с привлечением итальянских специалистов и техники.

_    
  _  
Ещё фото можно посмотреть здесь>>>    
_    

Через небольшой перелесок возвращаемся к Главному карьеру. аккурат к утёсу «Иван да Марья». Несколько фото с этого утёса.

_    
  _  
Ещё фото можно посмотреть здесь>>>    
_    

Недалеко от самой высокой точки каньона, есть «площадка желаний». По легенде, если загадать здесь желание, то оно обязательно сбудется. Проверим) 

А вот с самой высокой точки открывается не только потрясающий вид на главный карьер, но и на озеро Светлое, которое находится внизу, с другой стороны карьера.

     
  _  
_    

Ещё несколько сотен метров и мы приходим туда, откуда и начали нашу прогулку.  Сил на «взять лодку и покататься по озеру» просто не осталось) ..  да и начинает темнеть. Но и тёмное время суток в Рускеала очень красиво — включается подсветка, и можно любоваться игрой света на скалах и воде.

     
  _  
Ещё фото можно посмотреть здесь>>>    
_    

Вообще, парк рассчитан на работу не только в любое время суток, но и любое время года. Зимой, например, вода в каньоне замерзает и превращается в прозрачный каток, на котором можно покататься на коньках и даже заехать во многие штольни. 

Можно с уверенностью сказать, что парк не оставит никого равнодушным и впечатлений от парка хватит на долгое время! 

Спустя день, нас ждала дорога, а частично направление, до осеннего Выборга…. Продолжение следует…  

см. так же: 
Часть 1. на поезде с Автомобилем. Петрозаводск и дорога до Сортовала. 
Часть 3. Дорога от Сортовала до Выборга 
Часть 4. Ночной и осенний Выборг. по дороге Выборг- Великий Новгород — Торжок- Москва

Фото:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.